Понятие дирекционного угла, азимута и геодезической линии. Часть 1
Поверхность Земли покрыта сетью пунктов, имеющих точное значение координат. Расстояние между этими пунктами, а также естественными и искусственными объектами зачастую не позволяет осуществить координирование нужных элементов ситуации. Для решения подобных задач на конкретном объекте производится «сгущение» существующего геодезического обоснования, то есть увеличивается плотность пунктов с известными координатами. Такие способы подробно описаны в специальной литературе. Здесь отметим лишь сущность этих работ (рис. 14).
Если требуется закоординировать объекты (т. е. определить их координаты), расположенные между пунктами триангуляции п. тр. 1 и п. тр. 2, то нужно проложить теодолитный или полигонометрический ход. На исходном и конечном пунктах по координатам и измеренным левым или правым углам вычисляются дирекционные углы первой и последней сторон хода. Кроме этого, по линии хода измеряются все стороны и левые или правые углы.
Поскольку любые измерения содержат погрешности, то в процессе последовательной передачи координат с пункта п. тр. 1 на пункт п. тр. 2 появится расхождение (невязка), которое устраняется в результате «уравнивания», то есть перераспределения пропорционально длинам измеренных линий (прил. 3). Полученные в результате уравнивания координаты вспомогательных точек хода (ТХ) позволяют повысить плотность пунктов на данной территории и выполнить работы по координированию нужных элементов ситуации.
Дирекционный угол можно вычислить по приращениям координат какой-либо стороны с использованием общеизвестных формул тригонометрии. Его можно также измерить транспортиром по карте (плану).
Дирекционные углы измеряются по часовой стрелке от северного направления осевого меридиана или линии, ему параллельной в проекции Гаусса. Значение этих углов не должно превышать 360°. Практически эти углы отсчитываются от вертикальных координатных линий, имеющихся на карте или плане.